Места силы

Места силы Хакасии, которые стоит посетить.

Места силы — это особые точки на Земле, оказывающие очень сильное воздействие на психику человека. Существование таких мест люди заметили еще в древности, возводили на них постройки — святилища и поклонялись духам. Пребывание в местах силы увеличивает силу духа человека, укрепляет его психологическое здоровье, очищает и восстанавливает его энергетические тела, а также способствует увеличению и укреплению биополя (ауры) человека.
 В марте 2001 года  был официально утвержден перечень из 96 сакральных мест (мест силы) Хакасии. 
Здесь перечислены места с энергетикой, благоприятно воздействующей на человека. Если вы соберетесь в путешествие по Хакасии, вы можете смело посетить их, высказать свое почтение духам, восстановить свои душевные и физические силы,  а так же попросить об исполнении своих поставленных целей и желаний.
Существует легенда, что хакасские духи далеко не всех пускают в сакральные места запутывая дорогу или посылая не погоду, но если вам все таки удалось добраться до нужного места обязательно поблагодарите духов.



Необходимо с должным уважением отнестись к земле и ее обитателям (Духам) тех сакральных мест на которые вы приедете.  Правильно себя вести: не увозить никаких предметов (камушек) с собой, не писать на менгирах никаких «современных наскальных писаний», а так же обязательно провести мини обряд «подкармливания – задабривания» духов, для того чтобы они были к вам благосклонны. 
        Обращаясь к духам этой местности можно развести небольшой костер и бросить кусочек хлеба и немного съесть, затем сыр, молоко и можно мясо. Можно просто бросить хлеб, сыр, молоко, а так же мясо по четырем сторонам света.  После того как вы задобрили духов можете обращаться к ним со своими просьбами.
      Иногда после проведения обряда в небе появляется птица, например орел, что является хорошим знаком. Так же в благодарность духам на местах силы принято вязать цветные ленточки или оставлять монетки.

               


1. Горная гряда Сундуки.

«СУНДУКИ» – ВЕЛИКИЙ САКРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СЕВЕРНОЙ ХАКАСИИ

Горная гряда «Сундуки» — одно из самых загадочных мест Хакасии. Она тянется в Ширинском и Орджоникидзевском районах, неподалеку от села Июс.
Массив из пяти отдельно стоящих гор-останцев, высотой до 200 м., сочетающих могильники, наскальные рисунки и специальные сооружения, которые все вместе, по мнению некоторых археологов, использовались древними людьми для наблюдения за звездами, солнцем и луной.
Гряда растянулась на 4,5 километра с севера на юг и состоит из пяти основных острогов, но название свое она получила от самой северной горы — «Сундука», на вершине которой находится скала в виде куба, очертаниями похожая на сундук. После этого другие возвышенности получили порядковые номера.


Потрясающие пейзажи, открывающиеся с вершины Первого Сундука

               
 У каждой горы есть свой порядковый номер, самый северный – Первый сундук, самый южный – Пятый. Первый Сундук наиболее красивый, интересный и значимый в гряде в обрядовом и астрологическом смысле. Еще в советское время в этой местности при распашке поля случайно трактором вскрыли могилу шамана. Тогда был выкопан камень, на котором были изображены созвездия другого полушария и некоторые звезды, видимые чуть ли не в телескоп. По мнению академика В. Е. Ларичева, изучающего Сундуки около 30 лет, именно здесь располагалась «мировая гора» - астрологическое святилище, включающее жреческий храм и древнейшую обсерваторию. Там согласно древнему преданию хранятся священные знания хакасского народа, все тайны глубокой старины. На Первом сундуке происходит активация всей энергетики в целом, здесь можно поприветствовать духов, сделать обряд «задабривания» духов, восстановить свои душевные и физические силы, а так же попросить об исполнении своих желаний.

Первый, Второй и Третий Сундуки – горная гряда, выдвинутая в степную часть долины р. Белый Июс.

На переднем плане – Первый Сундук. Вид с северовостока

    Это магическое место обладает еще одной уникальной особенностью — великолепной акустикой. Если человек негромко говорит, стоя на вершине склона, слушатели внизу хребта его прекрасно слышат, хотя расстояние между ними 200-300 метров. Форма горы, напоминающая подкову, создает коридор, по которому идет звук, не теряя своей громкости и разборчивости. Это возможно благодаря потокам воздуха
         Пятый Сундук - самый южный из всех. Перед ним расположена большая группа могильников. Пятый Сундук, полностью связан с движением Солнца. Это Сундук Времени. Здесь встречали Новое Солнце, шаманы проводили обряды поклонения ему. 
            На скальных отвесах Четвертого сундука были найдены рисунки выбитые более двух тысяч лет назад. Четвертый Сундук представляет собой целый сборник эпоса из жизни воина: его рождение, развитие, участие в охоте, битвах, победы и гибель. Такое не часто встретишь. Обычно бывают изображены отдельные сюжеты. В окрестностях найдены остатки захоронений, и есть все основания полагать, что этот герой был реальным. Этот Сундук символически называют горой прошлого, настоящего и будущего. Именно здесь можно, по преданию, соприкоснуться с верхним и нижним мирами.  



               2. Тогыз-Аз – Тропа предков.

            Это место в Хакасии, где должен побывать каждый человек ищущий сокровенный смысл. Прохождение этого умеренно - сложного и очень живописного маршрута откроет Вам новые истины. Мистическое значение тропы предков - Путь познания в течение всей жизни. Кто-то удовлетворится поверхностными знаниями, а кто-то пройдет весь жизненный путь и обретет мудрость.
            Пеший маршрут по тропе предков (или тропе шаманов) начинается у моста через Белый Июс около села Ефремкино. Найти тропу довольно просто, если ориентироваться на турбазу «Томичка», которая расположена южнее с. Ефремкино в живописном месте. От базы «Томичка» до начала тропы идти 5-7 минут. Тропа начинается от белых юрт базы «Музей под открытым небом». Весь маршрут около 5 км., время прохождения до 4 часов. 


Тропа идет по высокому берегу реки опускаясь и поднимаясь, проходя по долинам, аркам и крутым склонам. Древнее название этого уникального скального массива – «Тогыс Аз», что означает «Девять ртов». И действительно, если посмотреть с противоположного берега  на тот, по которому проходит топа, можно увидеть 9 больших гротов, похожих на раскрытые рты. 


Здесь археологи нашли древнейшие в Сибири стоянки человека в пещерах, возрастом более 24 тысяч лет. Предки приходили на Тропу поклониться Богам и Духам, населявшим здешние многочисленные гроты, вознесенные на сотни метров над рекой Белый Июс. Тропа условно разделена на 7 секторов, которые символизируют рождение и становление личности человека.

Несложная в техническом отношении тропа изобилует местами, воздействующими на эмоциональную сферу человека даже теперь. Можно представить, насколько потрясали открывающиеся со скал виды степного кочевника, впервые оказавшегося в горах, ведь всего в десятке километров от массива степная Хакасия. 
Входы в гроты, представлялись ему входами в мир загробный, где возможна встреча как с чудовищами мира мертвых, так и с духами - покровителями, а проходы под арками соответствовали пониманию перехода в иную реальность, похожую и на родную, и отличную от земного мира. 
Вероятно, путь проходили не сразу. Человек, пришедший за мистическим опытом, проходил лишь какую-то часть, возвращался, затем через некоторое время, сочтя себя подготовленным для постижения Законов пути, вновь выходил на тропу. 
Думается, что иногда на полное прохождение могло не хватить и целой жизни. Этим, на наш взгляд, объясняется тот факт, что тропа в своем начале буквально врезанная в рельеф затем почти исчезает


3. Большие Салбыкские ворота.

Большие Салбыкские Ворота - два, одиноко стоящих на вершине горной гряды менгира, являются своеобразным пантеоном татарских царей. Их возраст более 2000 лет.  Через эти ворота люди заходили в долину царей, а когда умирали, их души через эти же ворота уходили на восток. 
Хакасские шаманы рекомендуют, если вы хотите так же посетить «Большой Салбыкский курган», то необходимо заходить туда именно через «Салбыкские ворота», так как духи долины злятся, если кто-то заходит туда с другой стороны. 


Это вертикально врытые, громадные, вырубленные из скалы девонского песчаника плиты высотой до 3 м и шириной 1.5 м. На одной из них имеются тамги и овальное углубление от многочисленных прикосновений рук, приходящих сюда в древности для лечения людей.           
Шаманы утверждают – ворота стоят точно в зоне тектонического разлома и излучают положительную энергию.
Установлено, что менгиры "Большие ворота" расположены в эпицентральной части двухполюсной биолокационной аномалии в точке наибольшего градиента, что позволяет эффективно проводить коррекцию биополя человека путем воздействия, как на его энергетические точки тела, так и на отдельные системы. Установлено, что энергия излучения биолокационной аномалии менгиров "Большие ворота" аналогична энергии, которую излучает тело святого Шарбеля.
К воротам нужно подходить правильно. С собой иметь - молоко, сыр, хлеб и желательно мясо. Мы говорим, - сек-сек, обращаемся к духам этой местности, и задабриваем их на 4 стороны света. Бросаем кусочки по 4 сторонам. После хлеба - сыр и молоко.
 Последовательность лучше соблюдать. Или можно развести небольшой костер. Справа от менгиров располагается обложенное камнями кострище, где можно провести ритуал с теми же продуктами только бросая часть в костер, а часть съедая


 После того, как мы покормили и задобрили духов местности, мы заходим в ворота и немного стоим в них, затем подходим к камням. У каждого из них свое предназначение. Сначала необходимо очиститься у женского (круглого) камня. У него же мы просим здоровья.  Он олицетворяет мать, в облике земли. Вы подходите к этому камню, мысленно здороваетесь с ним, мысленно просите, чтобы недуги ушли, благодарите. 
Второй камень - мужской, он связан с космосом и исполняет желания. На южной стороне мужского камня у левого края на высоте около 150 см. находится естественное углубление, напоминающее фигуру человека. Рекомендуют прижаться к нему спиной, откинуть голову назад и простоять так с закрытыми глазами 15-20 секунд. Камень так же устраняет негативную энергию, гармонизируя общее состояние организма. На восточной (узкой) стороне этого менгира в нижней его части находится плохо сохранившееся изображение, напоминающее личину. В одном месте оно намазано жиром (возможно, там, где рот). 
У подножья менгиров оставляют монеты или втыкают их в трещины камней.
К югу от менгиров, в 20 м. по гребню возвышенности находится небольшая груда камней (обо). В ней установлена сухая ветка тополя: высота 110 см, диаметр 5 см, сплошь увязанная красными, белыми, голубыми и оранжевыми ленточками материи (чалама).
После того, как вы сделали все необходимое у менгиров, нужно направиться к груде камней, подняв по пути любой понравившейся камушек и уложить его в эту груду в знак благодарности духам. После этого необходимо вернуться к менгирам и оставить у их подножия несколько монет. 

По трассе Красноярск – Абакан необходимо доехать до Пригорска и по указателю свернуть на трассу Пригорск-Сорск.  Далее следовать до 33км. до указателя «Большой Салбыкский курган» и повернуть налево.


4. Большой Салбыкский курган.


Большой Салбыкский курган — руинированные остатки крупнейшего кургана бассейна Среднего Енисея, получил свое название по Салбыкской котловине. Он находится в Камызякской степи, в пяти километрах от автодороги Абакан — Сорск и примерно в 70 километрах от республиканского центра. Долина получила свое название от хакасского обозна­чения лужи, низинного места. Действительно, с трех сторон ее окружают увалы, а с юга — Батеневский кряж.

Именно эту долину выбрали тагарцы в качестве огромного кладбища. По всей долине в радиусе около 5 километров раз­бросано 56 курганов. Пять из них имеют достаточно большую высоту. Здесь похоронены скиф­ские цари. Местность, где расположен Салбыкский курган, археологи называют Долиной царей. «Дорога духов» Салбыкской долины вела души умерших через гряду холмов на закат солнца в «верхний» небесный мир.
При входе на «кладбище» стоят большие ворота. Такое условное название получили два мегалита, расположенные на увале с восточ­ной стороны. Они действительно символизируют вход в это свя­щенное пространство гигантских погребальных сооружений. При­мечательно, что камни, по дан­ным геофизических наблюдений, расположены на границе зоны «магнитного спокойствия». А по субъективным наблюдениям ме­тодами «лозоходства» — на гра­нице «геопатогенной зоны».
  


Кстати, хакасские шаманы наста­ивают на том, чтобы посетители долины входили в нее именно че­рез ворота. Считается, что духи Салбыкской долины очень злятся, если к усыпальницам скифских царей кто-то подъезжает с другой стороны.





Курган представляет собой каменный квадрат (площадью 70*70 м) из огромных плит  девонского песчаника (весом 50-70 тонн), привезенных за сотню километров с берегов Енисея. Издали выглядит как настоящий каменный лес.
 Считается, что это был и древний храм, и астрономическая обсерватория (показаны пути движения Солнца и Луны). До сих пор остается загадкой какие приспособления использовали для привоза и установки этих камней. По углам и сторонам этой каменной ограды были вкопаны большие менгиры, всего 23 камня высотой до 6 метров. 


До сооружения гигантской земляной насыпи внутри каменной ограды был устроен склеп из бревен в виде усеченной пирамиды. Весь этот склеп и внутри, и снаружи покрыт толстым слоем бересты. Склеп имел высоту 2,5 м и накрывал двухметровой глубины яму. В гробницу вел бревенчатый коридор. В этом маленьком домике был похоронен один старец. 
Что побудило людей построить для одного человека такое захоронение? Салбыкский курган свидетельствует о существовании сильной власти степного вождя и зависимых рядовых членов общества.     Пока нет окончательной ясности, кто же был похоронен внутри этого колоссального сооружения, ради кого оно было построено.
 Курган был неоднократно разграблен, так что оружие, украшения, культовые и бытовые предметы, которые могли бы помочь в установлении статуса погребённых людей, найдены не были.


1. Камень рождения жизни. 
2. Kамень преподношения даров во имя сохранения рода, племени. Синхронен с полуденным солнцем. 
3. Камень Любви. 
4. Камень сна. Охраняет вход в царство мёртвых. Позже — камень сновидений. 
5. Изначально камень молитвы Солнцу. Позже камень жертвоприношений. Камень смерти. 
6. Камень — туннель, препроводящий души усопших в небесные слои для обучения жизнесозерцанию. 
7. Камень восприятия. Kамень связи с другими мирами. Также, камень — хранитель времени. 
8. Камень задумчивости, камень предвидения. Kамень общения с усопшими. 
9. Камень погружения в неизвестность. Kамень — чёрная дыра. Молитвенный камень.
10. Камень встреч, камень венчаний, камень — синхронизатор полярности (не путать с камнем Любви). 
11. Камень приобретения мудрости 
12. Камень со структурой алмазной скрижали внутри, целостной и сохраненный как живой набор качеств. 
13. Камень мыслесозерцания, духосозерцания, чувственного созерцания; совмещает в себе три вышеуказанные. Также в камне находится сохранённая информация о структуре изумрудной скрижали как полноценно воспроизведённая энергосистема. 
14. Камень замысла, камень осмысления, камень осознания. Позже камень потери и приобретения равновесия. 
15. Камень благодарения. Камень жизнепорождения. 
16. Камень, взобравшись на вершину которого люди получали благословение неба. 
Камень обращения к Богу 
17-18. --- 19-20. < Врата Жизни,> 
21. Камень повторения цикла Жизни, камень повторения цикла смерти. Камень слышания. Также камень чувствования. Также камень доброй, удачной дороги. Камень охраняющий путников. 
22. Камень потерянности и одновременно камень наполненности. Камень опустошенности и одновременно камень нахождения выхода. Камень искания оптимального пути. 
23. Камень завершения жизненного пути. 
1-23. Врата, через которые проходили идущие на ритуал посвящения. 
12-13. Врата, через которые входили посвящённые и «жрецы» хакасского народа. 
Примечания: «жрецы» и «посвящённые» — термины приблизительные, так как в древней Хакасии не было системы «избранных». 
17-19. Врата Жизни — Звёздные Врата для души, направляющейся из существования духовного в существование физическое. 
18-20. Врата Смерти, они предназначены для души, уходящей из тела, направляющейся в мир духовный.



На входе в курган расположены менгиры "Большие ворота", символизирующие мужское и женское начало, а проход между ними называется «Врата жизни». Гости кургана удивляются тому, что камни разные на ощупь.
 Каждый камень обладает своей особенной энергетикой. Например, Камень приобретения мудрости — теплый и бархатный, Камень предвидения — то теплый, то холодный, Камень обращения к Богу — вибрирующий (считается, для того чтобы почувствовать этот камень необходимо забраться на него), а Камень рождения жизни — прохладный. 
Принято считать, что Салбыкский курган — синтезатор всех видов энергии, потому туристы покидают место экскурсии умиротворенными и спокойными, приобретя здесь желанное душевное равновесие. По монументальности своей конструкции
 Большой Салбыкский курган может быть поставлен в один ряд со знаменитым Стоунхенджем в Англии, а по объему затраченного труда, возможно, значительно его превосходит.

 По трассе Красноярск – Абакан необходимо доехать до Пригорска и по указателю свернуть на трассу Пригорск-Сорск.  Далее следовать до 33км. до указателя «Большой Салбыкский курган» и повернуть налево.



            5. Улус Хуртуях тас - Большая Каменная Старуха.


Каменному изваянию 4.5 тысяч лет и находится оно в центре 35 километрового Аскизского могильника, самого длинного в Европе. Эта трехметровая каменная стела была вкопана в землю около 6 тысяч лет назад на месте геологического разлома, где отмечено мощное излучение особой энергии. Исследователи так и не смогли разгадать тайну этого загадочного явления.


На сегодняшний день стела Хуртуях Тас является местом паломничества и считается одним из самых почитаемых каменных изваяний, а так же входит в тройку самых посещаемых музеев Хакасии. 



В переводе стела Улус-Хуртуях-Тас – это "большая каменная старуха", с грубо выбитым лицом, выпуклым животом и грудями. Этого идола в женском обличье бездетные женщины молят о появлении детей. 
С незапамятных времен обитатели степей с поклоном подходили к "каменной старухе", и молили исцелить от бесплодия. По преданию, изваяние обладает особой исцеляющей силой для бесплодных женщин, а по свидетельству очевидцев, обращения к чудесной реликвии приносили порой гораздо больше пользы, чем лечение у специалистов.
            Шаманы говорят, что Хуртуйах переводится с хакасского, как “чаша”, или “гнездо с зародышами”. Поэтому в религиозном сознании хакасов изваяние представляет собой символ женского начала. Эта хакасская “богородица” покровительствующая беременным женщинам, роженицам и маленьким детям. Поэтому во все времена приезжали и приходили к ней женщины, прося здоровья, детей и счастья.  
            Говорят, что "старуха" стоит и не слышит ничего, что происходит рядом, однако как только женщина совершает вокруг нее три круга, изваяние «оживает». Вот с такими словами женщина, не имеющая детей, обращается к Хуртуях Тас: "Наша белая каменная мать! Все звери имеют детей, все птицы имеют детей, все рыбы имеют детей, у всех людей есть дети. У меня одной нет ребенка – помоги мне!" 
 Легенда гласит, что это была вполне реальная женщина с мужем и детьми (количество детей варьируется от двух до сорока). Во время междуусобицы, семейству пришлось бежать, муж решил отвлечь противника, а жена должна была отправиться с детьми в безопасное место. «Примерно в 10 километрах от Улуг Хуртуях Тас мы можем наблюдать скалу, которая называется Хызыл Хая. Спасаясь бегством от врагов, она смогла перепрыгнуть реку, которая бежит у подножья этой горы, а её дети не смогли и остались там».
Долго ждала она мужа и детей своих на берегу реки, но не дождалась. И с горя, что потеряла свою семью, заплакала. Но потом опомнилась и начала петь! Ведь суровы законы степи - нельзя плакать. Сам творец услышал её песнь и сжалился над женщиной. Сделал ее каменной богиней и наказал во веки веков давать людям то, чего им не хватает. Женщине - дитя, мужчине - светлого разума. С тех пор, стоит Улуг Хуртуях Тас в степи и исполняет наказ творца.

В 1954 году, в период индустриального освоения Хакасии, археолог А.Н. Липский привез изваяние в краеведческий музей Абакана. Там она стала портиться и покрываться мохом. И в сентябре 2003 года по настоятельной просьбе местных жителей изваяние перенесли обратно в степь, на его исконное место. И теперь все снова имеют возможность обратиться к каменному божеству с просьбой, или заветным желанием.

Для сохранения уникальной стелы от воздействия окружающей среды над стелой была построена стеклянная юрта. Теперь это - историко-культурный музей "Улус-Хуртуях-Тас". Вокруг изваяния разбит зелёный газон. Пол в юрте выложен красивой современной керамической плиткой. Вдоль стен юрты, установлены радиаторы электрического отопления для поддержания постоянной температуры. ЮНЕСКО, причислившее хакасский менгир Хуртуях-Тас к мировому культурному наследию, оценило его в 1,5 миллиона долларов.


6 комментариев:

  1. Очень здорово, Катюша! В такие места нужно приезжать!

    ОтветитьУдалить
  2. Мест силы, великое множество. Екатерина, это отличная идея рассказывать о них. Буду ждать новые статьи.

    ОтветитьУдалить
  3. Это здорово побывать на местах силы и увеличить силу духа, укрепить психическое здоровье

    ОтветитьУдалить
  4. Места силы Хакасии, которые стоит посетить.
    Спасибо, очень интересно.

    ОтветитьУдалить
  5. Очень интересно было познакомиться и узнать о местах силы Хакасии. Спасибо, Екатерина.

    ОтветитьУдалить
  6. Супер, особенно меня поразил 4-й сундук.

    ОтветитьУдалить